Максимум возможностей
Июль 2018
Мы регулярно публикуем статьи о различных формах обучения взрослых. Ведь и правда есть, из чего выбрать: очное и дистанционное, общение тет-а-тет или on-line с парой десятков слушателей. В желании помочь специалистам найти общий язык с непростым в использовании технологичным устройством в Тайле перепробовали почти все, но все равно нашлось кое-что новенькое… в обучении школьников.
Как это нередко бывает, все началось с исследования образовательного процесса, проведенного на базе ГБОУ Школа № 2116 г. Москвы. Анализ полученных данных выявил ряд дефицитов современной школы, которые отмечали ученики и их родители. Чтобы повысить качество обучения и привлекательность школы для всех участников образовательного процесса, администрации школы предстояло преодолеть ряд сложностей:
Отсутствие методических рекомендаций привело к необходимости брать дело в свои руки и исправлять ситуацию на местах. Так, для более детального исследования обозначенных проблем администрацией школы был применен метод включенного наблюдения на уроках. А затем проведено анкетирование обучающихся, родителей и педагогов по вопросам привлекательности школы и использования элементов ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в учебном процессе.
Анкетирование показало, что отношение учителей и обучающихся к школе хоть и было благоприятным, но почти половина школьников искали в стенах школы не новые знания, а общение со сверстниками. Это можно отнести к возрастным особенностям и необходимости социализации. По мнению педагогического состава, основным мотивом к учебной деятельности у обучающихся является личность учителя, его способность увлечь школьника и удержать его внимание.
В 2017 году учителя школы № 2116 серьезно задумались над решением проблемы, придя к выводу, что качество образования можно и нужно повышать. Ведь можно обмениваться опытом не для того, чтобы оценить коллег и найти ошибки в их подходах, а чтобы почерпнуть для себя свежие идеи, которые можно использовать в своей практике. Вот так, чтобы повысить привлекательность школы для детей и их родителей, стало необходимо использовать инновации.
Перед коллективом стояло несколько глобальных задач:
На основании заявленных пожеланий родилась идея создания банка видеоуроков, которая легла в основу целого направления школьной жизни – трансляции передового педагогического опыта на рабочем месте.
Как технология реализована на практике?
Для начала стояла задача пополнения банка видеоуроков. А когда записи были готовы, преподаватели целенаправленно просматривали фрагменты видео и, таким образом, сравнивали свою практику с опытом коллег.
Чтобы не отвлекать учащихся от урока и минимизировать стрессы, связанные с присутствием в классе посторонних людей (будь то целая съемочная группа или всего один учитель информатики), для реализации данной инновации на практике было выбрано оборудование для записи и трансляции видео AREC. Минимальный комплект оборудования включал: две сетевые Full HD камеры CI-303 и CI-218, одну медиа-станцию MS-550 и систему трекинга TP-100 с позиционером АМ-600 и беспроводным микрофоном бренда AREC, а также восьмипортовый РоЕ-коммутатор GIGALINK GL-SW-F001-08P, способный запитать и IP-камеры, и IP-телефоны, и WiFi-точки.
Конечно, учитель – не робот. Он презентует новый материал, проверяет домашнее здание, обозначает наиболее важные моменты урока, перемещаясь по классу, т.е. он не статичен. Система автотрекинга TP-100 все равно, что опытный оператор, следует за преподавателем благодаря позиционеру с беспроводным микрофоном, закрепленным на учителе. Так, он всегда остается в фокусе, и в то же время производится запись всего класса.
Тем временем, медиа-станция MS-550 осуществляет синхронную запись с нескольких камер в Full HD качестве. При необходимости устройство может не только сохранить видео, но и одновременно транслировать изображение в режиме реального времени на YouTube канал или, например, в класс информатики.
Каковы результаты «виртуального педагогического туризма»?
Прежде всего, что наиболее важно для учебного процесса, – эта технология призвана не выявить пробелы в практике учителей, а наоборот – дать им возможность проанализировать формы работы с детьми своих коллег, найти интересные подходы для своей деятельности.
Технология создания банка видеоуроков и последующая методическая работа с педагогическим коллективом призвана перевести практику преподавания учителей на более высокий уровень: с одной стороны, приемы обучения станут разнообразнее, с другой стороны, у педагогов будет возможность посмотреть на свой урок со стороны и сделать определенные выводы.
Непосредственно для учителя особенно важны два момента. Это экономия времени от просмотра видеоуроков с конкретными примерами эффективных методов и приемов, которые просматриваются индивидуально в ограниченный период времени. А значит, нет необходимости тратить время на самостоятельный поиск новых форм обучения. Второй момент – отсутствие дискомфорта, связанного с присутствием в классе посторонних людей, будь то завуч, сотрудник администрации или независимый наблюдатель, что неминуемо на открытом уроке. В этом ракурсе системы медиазахвата и трансляции видео AREC оказались наиболее оптимальными и экономичными.
Решение AREC к тому же сэкономило массу времени, необходимого на монтаж роликов: медиа-станция ведет запись видео с нескольких камер, преобразуют потоки с разных источников в один файл на выходе. Таким образом, урок записывается на камеры и одновременно воспроизводится на экран, что позволяет увидеть и учителя, и детей, и материал презентации. А главное – в итоговом файле виден как учитель, так и реакция класса.
Результаты анкетирования обучающихся школы планируется добавить во внутреннюю систему оценки качества образования, что даст администрации школы наиболее ясную картину происходящего на уроках. А самое главное – будет видна динамика изменения познавательного интереса и отношения обучающихся к школе.
Таким образом, технология обучения педагогов на рабочем месте посредством создания банка видеоуроков, помимо основной цели – освоения успешных форм работы на уроке и адаптации их под собственный опыт, позволяет проводить работу с коллективом, направленную на развитие командных форм работы, а также эффективное обучение и развитие кадров на рабочих местах.
Похоже, технологии AREC прижились в московской школе, во всяком случае планы по их использованию глобальные и долгосрочные. Что же, ждем результатов!
Подготовлено по материалам статьи «Виртуальный педагогический туризм как метод обучения педагогов на рабочем месте» под редакцией В.А. Юницкой.