Компонентная гарантия


Павел Михайлов
Менеджер по проектам
и тренингам

Самым простым и неотъемлемым типом гарантии является компонентная гарантия, которая выдается производителем на каждый элемент, участвующий в постройке системы. Как правило, такой тип гарантии не подтвержден ничем, кроме как документами о покупке, которые остаются у исполнителя работ. И такой тип гарантии исчисляется от даты покупки, ограничиваясь чаще всего 12 месяцами. Иногда производители готовы предоставить больший срок, но на практике такое редко встречается. При этом купленные товары зачастую вступают в свою полноценную работу значительно позже покупки, особенно в крупных проектах, где монтаж длится несколько месяцев. Серьезный минус такой гарантии – заказчик не знает на 100% соответствуют ли поставляемые компоненты заявленным характеристикам, так как приходится верить только надписям на самих компонентах.

Более серьезные производители, которые существуют на рынке не первый десяток лет, например, NIKOMAX, предлагают на свои компоненты расширенную компонентную гарантию. По сути, это та же компонентная гарантия, но с большим сроком действия.

Важно понимать, что компонентная гарантия не покрывает расходы на замену неисправных компонентов, их диагностику, транспортировку для замены у изготовителя. Если какой-то компонент выйдет из строя, владельцу кабельной сети придется сначала найти подтверждающие покупку документы, удостовериться, что срок гарантии еще не вышел, демонтировать неисправный компонент и предъявить на экспертизу производителю. И опять же если подтвердится заводской брак, то производитель выдаст новый компонент, который необходимо будет привезти обратно на объект и смонтировать собственными силами. Согласитесь, не самая удобная схема…

Гарантия от производителя работ

Следующим типом гарантии является гарантия от производителя работ − одна из наиболее популярных на сегодняшний день. Это договор между исполнителем работ и владельцем кабельной системы, в котором прописывается ответственность исполнителя работ за произведенный монтаж, а срок действия подобных договоров обычно ограничивается 3-5 годами. К такому типу гарантийных обязательств заказчика склоняет сам производитель работ, потому что предоставить более серьезную гарантию (о ней мы поговорим позже) просто не в состоянии. При данном типе гарантии надо понимать, что исполнитель несет ответственность только за монтажные работы, и, если какой-то из элементов вышел из строя (даже по вине некачественного монтажа), владельцу кабельной системы придется за собственный счет покупать новые компоненты. Не стоит забывать и о том, что инсталляторы имеют большую конкуренцию на рынке, а, как следствие, часто меняют юр.лица, соединяются или делятся на несколько организаций, что затрудняет поиск «концов» при возникновения какой-то неисправности на объекте. Такой тип гарантии имеет права на существование, тем более, что он неплохо дополняет компонентную гарантию от производителей, но важно понимать, что это все же определенный риск.

Системная гарантия

Третий тип гарантии – системная гарантия от производителя компонентов. На мой взгляд, это лучшее, что сейчас можно получить на кабельную систему в качестве гарантии долгосрочной и бесперебойной работы. Давайте разберемся, что это такое, и как ее получить. Системная гарантия подразумевает гарантию не только на компоненты, но, что самое главное, на все соединения – то есть кабельные линии рассматриваются уже не как отдельные компоненты, а как единая система.

Срок системной гарантии

Он всегда достаточно большой, как минимум 15 лет, но чаще всего 25 лет (в отдельных случаях даже больше). Такие большие сроки могут гарантировать, что собственник кабельной системы не будут обременен проблемами работоспособности сети на всем сроке ее эксплуатации. Потому что технологии передачи данных развиваются стремительно, и кабельные линии быстрее устареют морально, чем закончится гарантийный срок.

Кто является исполнителем гарантии?

Гарантом выполнения всех гарантийных обязательств является именно производитель компонентов, который дорожит своим именем. И даже если у него сменится владелец, или произойдут любые другие внутренние изменения, он не пропадет и будет исполнять взятые на себя обязательства.

Чтобы получить системную гарантию, необходимо выполнять ряд условий:

1. Обязательное использование всех компонентов одного производителя. Понятно, что производитель готов брать ответственность только за то, с чем он знаком. Хороший производитель проводит ряд тестирований каналов связи в специализированной лаборатории. И опираясь на эти тестирования, может гарантировать качественную и долговременную работу всего канала связи, чего нельзя обещать, если в канале будут использоваться непроверенные связки различных брендов.

2. Обученные специалисты инсталлятора. Системная гарантия распространяется не только на компоненты, но и на работы по монтажу. Производитель не может взять на себя ответственность за работы «незнакомого» исполнителя. Именно поэтому у всех брендов, предоставляющих системную гарантию, есть учебные классы, и разработаны специальные обучающие программы. Системную гарантию может получить только тот проект, который был реализован силами инсталлятора, участвовавшего в обучающих семинарах у производителя (и который обязательно прошел их успешно, то есть выполнил проверочные задания – как, например, у NIKOMAX). Тем самым, производитель компонентов будет уверен, что монтаж производился специалистами, которые хорошо разбираются в вопросах структурированных систем и знакомы как с используемыми продуктами, так и с требованиями самого производителя к инсталляции этих продуктов (компонентов).

3. Сертификационное тестирование. Мы очень подробно раскрывали этот вопрос в №39 за декабрь 2018 года нашего регулярного издания Ef-Office, а потом вновь возвращались к этой теме в №46 в июле 2019, поэтому я не буду повторяться, расписывая особенности и необходимость проведения сертификационного тестирования. Я напомню лишь вывод: сертификационное тестирование − это единственный на сегодня способ доказать качественный монтаж и работоспособность линий согласно действующим стандартам.

Таким образом, кабельная система получает системную гарантию под строгим надзором со стороны производителя компонентов, и многим недобросовестным монтажным организациям это сильно не нравится. И бывают ситуации, когда они всячески пытаются склонить заказчика к отказу от такого сильного гаранта безопасности в сторону более простых вариантов.

Стоит также отметить, что системная гарантия подтверждается специальным сертификатом со стороны производителя, который добавляет престиж самому объекту, ведь его можно разместить где-то на видном месте рядом с другими сертификатами и грамотами. Можно назвать его приятным имиджевым бонусом.

Как работает системная гарантия?

При возникновении какой-либо нештатной ситуации первым делом необходимо убедиться, что неисправность случилась на кабельной линии, а не в активном оборудовании или программном обеспечении. Если все же поломка произошла в кабельной линии, то вторым этапом необходимо выяснить (если это, конечно, возможно) не является ли причиной поломки какие-либо механические или термические повреждения, так как этот вид неисправностей не попадает ни под одну из известных гарантий. После исключения механических повреждений, можно связаться с производителем оборудования и сообщить о неисправности. Далее уже производитель организует выезд своего специалиста на объект и проведет все необходимые тестирования. Если гарантийный случай подтвердится, то за счет производителя будет восстановлена работоспособность в соответствии с требованиями всех регламентирующих стандартов (то есть владелец кабельной системы, не неся никаких финансовых издержек, получит вновь рабочую систему).

Возможен также вариант, когда между производителем компонентов и владельцем кабельной системы все взаимодействия происходят через монтажную организацию, которая проводила работы на этом объекте. То есть владелец кабельной системы обращается не к производителю напрямую, а к исполнителю работ по монтажу (поскольку они проводили монтаж и хорошо знакомы со всеми особенностями самого объекта). И уже монтажная организация установит все обстоятельства поломки и свяжется с производителем компонентов для решения гарантийного случая. На мой взгляд, это даже более удобный способ взаимодействия для владельца кабельной сети, так как работы пройдут в разы быстрее, а итог одинаковый − работоспособная система без дополнительных финансовых вложений.

Давайте подведем итог. Всего существует три вида гарантии на кабельные системы:

  • Компонентная от производителя – с небольшим сроком действия, идет по умолчанию и распространяется только на компоненты.
  • Специальная от исполнителя работ – хороший вариант, но с рисками не найти самого исполнителя при неисправности. Распространяется только на работы по монтажу.
  • Системная гарантия от производителя компонентов – оптимальный вариант, который поглощает и заменяет все предыдущие, как наиболее серьезный и длительный, ведь гарантия распространяется на работоспособность именно системы в целом.

В завершении темы отвечу на вопрос, который наверняка у многих появился в голове: «На сколько же дороже обойдется кабельная инфраструктура с системной гарантией в сравнении с безгарантийным вариантом?». Ответ прост: намного дешевле тех денег, которые придется потратить в будущем в случае какой-либо неисправности. Ведь кабельная система − это не какой-то один легкозаменимый сегмент, как розетка, коммутатор или даже сервер, и когда в здании сделан дорогостоящий, качественный ремонт, перепроложить линии просто невозможно.

В проекте вашей сетевой инфраструктуры кабельная система будет занимать не более 7-10% от общей стоимости проекта. Поэтому даже небольшое увеличение этой суммы на обязательное при системной гарантии сертификационное тестирование сети будет незаметно в общей стоимости инфраструктуры. Зато вы получите надежный фундамент своей сети, который не придется ремонтировать в течение всего срока службы.

На самом деле, если все перевести в твердую валюту, то стоимость кабельной системы никак не зависит от наличия или отсутствия системной гарантии. Важно понимать, что если производитель предусмотрел возможность получения системной гарантии, то эти компоненты заведомо отвечают всем высоким характеристикам. И если исполнитель работ пытается всячески отговорить от гарантии, то он боится за качество своей работы, которое обязательно проявится при получении гарантийного сертификата.

На сегодня все! Используйте качественные компоненты и пользуйтесь услугами сертифицированных мастеров!


Больше о системной гарантии:

  • О курсе «Ресертификация инсталляторов СКС NIKOMAX»
  • О тестировании СКС
  • Скачать выпуск EF07/2020 — ноябрь 2020
    в PDF-формате (11,0 Mb)